ГЛАВНАЯ » Статьи от партнеров » Загадочное слово – амплуа… Что это?

Загадочное слово – амплуа… Что это?

Слово «амплуа» красиво и загадочно. И это слово – первое, что узнают те, кто решил посещать школу сценического мастерстваОно напоминает название фантастической страны или вполне могло бы быть именем морской раковины или звезды, но переводится это французское слово как «применение» и означает в театре «род ролей», которые соответствуют сценическим данным актера. Например, комик мог не вполне удачно – так считалось раньше – справиться с ролью трагика, и наоборот. А выпускать на сцену актера-старика в роли героя-любовника означало рассмешить весь зрительный зал – от партера до галерки.

У ампула есть своя длинная история. Зачатки амплуа надо искать в античном театре, где существовали трагические и комические актеры, где присутствовали персонажи-типы: маски в мимах и в древнеримских ателланах народных импровизированных сценках. В средневековом театре появились комические персонажи дурачка, беса, аллегорические фигуры Разума, Зависти и других персонажей. Итальянская комедия масок диктовала актерам свои правила: появились роли постоянного сценического типа Панталоне, Пульчинелла, Арлекин, Коломбина.

Развитие амплуа как рода ролей продолжалось. Но только в классическом французском театре XVII века определились устойчивые амплуа: это были роли королей, любовников, тиранов, наперсников и так далее. Вся театральная Европа постепенно подпала под влияние этих устойчивых амплуа. В России амплуа в театры ввела специальным указом императрица Екатерина II (Указ же этот был составлен И. П. Елагиным). Удивительно, но данное распоряжение существовало до начала XX века а на сценических подмостках действовали следующие амплуа: герой, комик, простак, мужские любовник, резонер (действующее лицо, которое выражает отношение автора к событиям), фат (роли самовлюбленных, чаще молодых, чем старых , людей); комическая старуха, грандам (роль немолодой знатной женщины), травести (роли мальчиков, подростков, требовавшие переодевания актрис в мужской костюм), инженю (роли наивных, простодушных девушек), героиня, субретка (роли остроумной лукавой служанки, которая помогает своему хозяину в любовных похождениях) и другие. Поначалу строгая система амплуа очень пригодилась театру. Актеры шлифовали свое мастерство, специализируясь на тех или иных ролях. Зная готовый круг ролей, актер мог когда угодно поступить в любую труппу.

Но в каждой бочке меда есть своя ложка дегтя. Со временем жесткая система амплуа начала порождать актерские штампы, стандарты, и, к примеру, тамбовский артист, скажем, Иванов, играл роль Отелло в одноименной трагедии Шекспира так же, как смоленский артист Петров. В их речи звучали одни и те же интонации; они, как заколдованные, делали в центральных сценах одни и те же жесты: похоже садились, двигались, вздыхали. Ни Петров, ни Иванов не привносили в играемую ими роль Отелло собственные краски и ощущения. Знаменитый режиссер, актер, педагог Алексей Дмитриевич Попов, обращаясь к молодым актерам, говорил об искоренении личных штампов, чтобы актеры не были похожи друг на друга, как две капли воды, так как это не сделает театр уникальным и живым.

В начале XX века театральный мир спохватился и принялся расшатывать «устойчивые» схемы амплуа. В России это начал делать Московский Художественный театр под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Они проповедовали искусство перевоплощения, а значит, актер, сыгравший вчера роль простака, сегодня мог создать образ героя. Или сегодня актриса выходила в роли комической старухи, а завтра ей предстояло встретиться со зрителями в роли наивной девушки. Этот подход к амплуа и стал «золотой серединой», которой придерживается театр и сегодня, хотя поиски подобного «соломонова решения» не обошлись и без смешных моментов.

Например, некие театральные деятели призывали в 20-х годах XX столетия заменить все амплуа одним «взволнованным докладчиком». А вот в музыкальном театре амплуа – род ролей, которые артист исполняет в зависимости от своих вокальных данных. Например, существовало такое деление: бас-буфф, травести, героический тенор и так далее. Композиторы сочиняли оперы, рассчитывая на определенные вокальные амплуа певца или певицы. Постепенно такое деление оперных исполнителей утратилось, но до сих пор в оперном театре существует деление по характеру голосов. Самой верной старинным схемам амплуа (партиям) оказалась оперетта. Там до сих пор существуют роли комика-буфф, комика-простака, каскадной певицы и тому подобные роли.

И все же очень жаль, что русский театр потерял одно амплуа, которое в XVIII веке называлось петимер. В дословном переводе с французского это слово означало «маленький учитель», «маленький знаток». А само, амплуа петимера требовало от актера изображения светского щеголя, невежественного молодого человека, который подражает всему заграничному. Согласитесь, в современном мире предостаточно петимеров, и как хорошо было бы, если бы они увидели свои иронические портреты со стороны!

Напиши, что ты думаешь по этой теме